понедельник, 18 апреля 2011 г.

ЯРКОСТЬ И СВЕТИМОСТЬ



III. МЕТАФОРИЧЕСКАЯ СИСТЕМНОСТЬ: ОСВЕЩЕНИЕ И ЗАТЕМНЕНИЕ

Системность, благодаря которой мы можем осмысливать некоторые аспекты одного понятия в терминах другого понятия (например, спора в терминах сражения), по необходимости затемняет другие аспекты данного понятия. Позволяя нам сосредоточиться на одном аспекте понятия (например, на “военном” аспекте спора), метафорическое понятие может мешать сосредоточиться на других аспектах этого понятия, несовместимых с соответствующей метафорой. Например, в пылу бурного спора, когда мы стремимся разбить нашего противника и защитить наши собственные позиции, мы можем упустить из виду, что в споре есть и сотрудничество. Можно считать, что ваш противник в споре затрачивает свое время, то есть ценную вещь, стремясь достичь взаимопонимания. Когда же мы поглощены исключительно “военным” аспектом спора, мы часто упускаем из виду аспекты сотрудничества.

Гораздо более тонкий пример того, как метафорическое понятие может затемнять тот или иной аспект нашего опыта, можно усмотреть в явлении, которое М. Редди назвал "conduit metaphor" — 'метафора передачи' ('метафора канала связи'). Редди указывает, что тот язык, который мы используем, когда мы говорим о самом языке, структурно упорядочивается в соответствии со следующей составной метафорой:


МЕТАФОРЫ ВНУТРИ И СНАРУЖИ


II . СИСТЕМНОСТЬ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЯ

Споры ведутся по определенным моделям. Это означает, что мы делаем одни ходы и не делаем другие. Тот факт, что мы осмысливаем споры частично в терминах сражения, системно обусловливает и саму форму спора, и способ обозначения наших ходов. Поскольку метафорическое понятие системно, системен и язык, используемый для его раскрытия.


МЕТАФОРЫ, КОТОРЫМИ МЫ ЖИВЕМ


I. МИР ПОНЯТИЙ, ОКРУЖАЮЩИЙ НАС
Для большинства людей метафора — это поэтическое и риторическое выразительное средство, принадлежащее скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного обыденного общения. Более того, метафора обычно рассматривается исключительно как принадлежность естественного языка — то, что относится к сфере слов, но не к сфере мышления или действия. Именно поэтому большинство людей полагает, что они превосходно могут обойтись в жизни и без метафор. В противоположность этой расхожей точке зрения мы утверждаем, что метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути.



суббота, 16 апреля 2011 г.

ФЕНОМЕН ЖИЗНИ



Отечественный ренессанс конца XIX-начала XX века несомненно стал феноменом мирового класса. Такого ренессанса, когда технические, математические, астрофизические, естественнонаучные исследования могли сочетаться с развитием почти всех культурных сфер - от архитектуры до живописи, от музыки до поэтики - с одновременным крупным шагом в области социальных и философских направлений, - такого ренессанса западные страны даже периода раннего Возрождения, пожалуй, не знали. Но как планетарное и социально-историческое явление этот феномен научной мысли исследован мало. Знания о нем очень нужны, потому что сейчас в общем корпусе наук мы, как представляется, находимся на спаде и продолжаем быстро отставать в изучении живого вещества и его сущности, то есть в развитии знаний о биосфере и особенно о человеке.